Суббота, 19.08.2017, 23:37
Лаборатория будущего
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Авторизация
Меню
Категории раздела
Необходимость саморазвития [4]
Основы медитации [5]
Приемы саморегуляции [13]
Ответы на вопровы посетителей сайта [11]
Статистика
Главная » Статьи » Как развить свои способности? » Основы медитации

Что такое медитация?

Что же собой представляет медитация? Известно, что еще с древних времен жрецы и ученные в глубокой тайне хранили эзотерические возможности человеческого организма и человеческой психики. Жрецы знали, что ключом к таинственным резервным возможностям и сверхвозможностей является особые измененные состояния сознания (ИСС), которые в современной трактовке называются «гипноз», «медитация», «СК» и др. Древние индийские философы несколько тысячелетий назад разделили все состояния сознания на четыре класса: обыденное (бодрствующее) состояние сознания; сон без снов; сон со сновидениями; и, наконец, «четвертое состояние», в современном описании – измененные состояния сознания. И в течение примерно четырех тысяч лет восточные религии составляли «карты внутреннего пространства» и разрабатывали способы введения в некоторые состояния сознания, далеко отстоящие от обыденного (бодрствующее) сознания, в частности и в состояние медитации. Но если для древних индусов критерием «четвертое состояние» была возможность общения с божественным мировым началом, то в современной трактовке можно выделить следующие основные признаки измененных состояний сознания (Horowitz Mardi J., 1969; Овчинникова О.В., Насиновская Е.Е., Иткин Н.Г., 1989; Спивак Д., 1989, 1990; Васютин А., 1990; Гроф С., 1992; Миллер С., 1997; Кардаш С., 1998): Перераспределение ролей между сознанием и подсознанием. В обычном, бодрствующем состоянии сознание командует подсознанием, подавляет его. В измененном же состоянии сознание как бы на время замолкает, отключается, уходя на второй план. В то же время подсознание резко активируется. При этом происходит мобилизация резервов подсознания, помогающих решить неотложные внешние проблемы. В частности, помогающих найти выход в экстремальной ситуации. Разрешение внутренних, психологических проблем. В отношении проблем, связанных с прошлым, или тягостных воспоминаний, это достигается за счет замены связанных с прошлым воспоминанием эмоционального «ярлыка». В отношении же проблем, проецирующихся в будущее, связанных с внутренними барьерами, стереотипами, их разрешение достигается за счет формирования новых связей, новых выборов, расширяющих узкие рамки стереотипного реагирования. Кроме того, в литературе, авторами, измененные состояния сознания, по критерию их возникновения, разделяются на бесконтрольные или спонтанные и контролируемые или медитативные (Гроф С., 1992; Миллер С., 1997). Примерами измененных состояний сознания, достигаемых человеком самостоятельно и целенаправленно, являются состояния, возникающие при медитации, различных формах релаксации, включая аутотренинг, ребефинге и холотропном дыхании. Итак, как было уже выше сказано, состояние медитации является одним из видов измененных состояний сознания, и оно известно с древних времен. Уже даже жрецы прибегали к нему в своих культах, просто использовалось множество разных методов достижения этого состояния сознания, характерных каждому культу в отдельности. И если провести небольшой экскурс в историю развития медитации, то можно увидеть, что первые упоминания в литературе о медитации возникли еще до нашей эры, а именно, развитие различных форм медитации началось еще в 6 веке до н.э. Например, в Китае таоисткой, в Индии буддисткой, также известно, что даже греки занимались медитацией (Лиханов А.А., 1916; Миллер С., 1997; Кардаш С., 1998). Первыми же христианами, начавшими пользоваться медитацией, были отшельники, жившие в египетских пустынях в 4 веке н.э. Их медитативная практика в общих чертах напоминала традиционную индуистскую и буддистскую медитацию. В 11 и 12 веках н.э. дзеновская форма медитации, называемая в литературе как «дзадзен» распространилась в Японии. Наконец, в 60-х годах нашего столетия волна медитативной практики охватила США в форме, представляющей западный вариант индуистской традиции. Она была «завезена» в эту страну Махариши Махеш Йоги и получила название «трансцендентальной медитации». Изучив множество источников, видим, что существует множество подходов и определений состояния медитации, но наиболее распространенным определением «медитации» в литературе является следующее: «Медитация представляет собой состояние, в котором достигается высшая степень концентрации внимания на определенном объекте или не, наоборот, полное «рассредоточение» внимания. И в том и в другом случае наступает остановка процессов восприятия и мышления, происходит особого рода чувственная изоляция человека от внешнего мира. Медитация - умственное действие, представляющее собой творческий процесс. В психологическом аспекте медитация предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значительное понижение реактивности. Соматическое состояние медитирующего характеристику при этом расслабленностью». Состояние, достигаемое в результате медитации, как уже упоминалось, иногда называют «четвертым состоянием», подчеркивая тем самым, что это не бодрствование, и не быстрый (со сновидениями) или медленный (спокойный) сон (Hansel C.E., 1970; Holmen D., 1977; Гримак Л.П., 1987; Хассиджа Д.Ч., 1992; Кандыба Д.В., 1994; Bodian Stephan, 2001; Евсина Н.Н, 2003).

Автор - Юлия Дефуа.



Написано для сайта "Самопознание - Путь Домой".
Публикация статьи на других сайтах или блогах возможна только при сохранении ссылки на первоисточник http://duhovnyyput.ucoz.com/


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Artheer S. Reber Dictionary of psychology. - The penguin 1985. Bodian Stephan. Zen! La méditation pour les nul. - Éditions Générales First, France, 2001. Dillbeck M.C. et al. Test of a field model of consciousness and social change: The Transcendental Meditation and TM-Sidhi program and decreased urban crime // The Journal of Mind Orma-Johnson, D.V. et al. International Peace project in the Middle East, 1988, № 32. Pp. 776 – 812. Dillbeck M.C. Test of a field theory of consciousness and social change: Time series analysis of participation in the TM-Sidhi program and reduction of violent death in the U.S. // Social Indicators Research, 1990, № 22. Pp. 399 – 418. Evans-Wentz W.Y. Tibetan Yoga and secret doctrines. – London, 1967. Holmen D. The varieties of the meditative experience. – New York: E.P. Dutton, 1977. Horowitz Mardi J. States of mind. - N.Y., 1987. The encyclopedic dictionary of psychology. - The Dushkin publishing group, Inc., 1991. Thich Nhat Hanh. Le miracle de la pleine conscience - Manuel pratique de méditation. - Éditions l’Espace Bleu, France, 1994. Андреев Ю.А. Резонанс земли и неба. Теория и практика медитации. – С.-П.: «Респект», 1999.
Афанасьев П. Йога Паранаяма. – Р-на-Д: РГУ, 1990.
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М., 1987.
Дикая Л.А., Евсина Н.Н. Психофизиологические особенности испытуемых, находящихся в разных состояниях сознания при решении творческих заданий. /Психологический вестник/ – Р-на-Д.: РГУ, 1998.
Евсина Н.Н., Жаров Л.В., Мерклин В.А. Специфика измененных состояний сознания. /сб. 53-я итоговая научная конференция/ - Р-на-Д.: РМГУ, 1999. Евсина Н.Н. Влияние медитативного тренинга на формирование личности. //Психологический вестник// - Р-на-Д, 2003. Евсина Н.Н. Роль медитативного тренинга в реализации эмпатии. //Психологический вестник// - Р-на-Д, 2003 Каганов Л.С. Медитация: мистика или психотехника. – М., 1990. Кайма В.Е. Валеология для всех и на каждый день. – Р-на-Д., 1999.
Каптен Ю.Л. Основы медитации. – Самара, 1993.
Классическая йога. – М., 1992.
Лиханов А.А. Скрижали мага. Руководство к развитию психических способностей человека. – С.-П.: «Изида», 1916.
Медитативный аутотренинг, энергозарядка. – ИПК «Южный Урал», 1993. Миллер М. Карма – изменение будущего. – М.: «Цитадель», 1997.
Наука о дыхании индийских Йогов. – С.-П., 1916.
Озанец Н. Медитация для начинающих. – М., 2000.
Ошо Раджниш От медицины к медитации. – Киев: «София», 1999.
Раджа – йога. – М., 1991.
Рамаянда С. Крийя йога. – Рига, 1990.
Спивак Д.Л. Язык при измененных состояниях сознания. – Л., 1989.
Тамбиев А.Э., Кондраянов В.В., Мельников Е.В. Возрастные и половые особенности эффективности медитации /Психологический журнал, 1995, № 5.
Хассиджа Д.Ч. Медитация в Раджа - йоге. – С. - П., 1992.
Чакры. /Простор № 86 (93), декабрь 1993/.
Чудесная Т. Медитация: работа по раскрытию ясновидения. – Краснодар, 2000.
Шетток И. Опыт внимательности. Медитация сатипаттхана. – Киев: «София», 1993.
Категория: Основы медитации | Добавил: Вячеслав (22.04.2011)
Просмотров: 510 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Ссылки
  • Старый сайт
  • Самопознание - путь домой
  • Книги
    Copyright Вячеслав Данилейко © 2017